Понедельник, 06.05.2024, 06:31
Приветствую Вас, Гость

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:

1. Игра «Маленькое слово».

Цель: дать ребенку понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Взрослый дает ребенку задание: « Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик...стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Догадайся, какое слово я потеряла». - «НА».

2. Игра «Куда села муха?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.

Взрослый держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а ребёнок  отвечает на вопрос: «Куда села муха?».

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

3. Игра «Посмотри и назови».

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить  составлять предложения по наглядной ситуации.

Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, ручку, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом НА» (под, за).

4. Игра «Придумай предложение».

Цель: учить  составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

5. Упражнение «Послушай, запомни, назови».

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА).

Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну а я- на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

6. Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.

Ребенок подбирает пары картинок, отвечая на вопрос взрослого: «Кто где живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

И т.д.

7. Игра «Что в чём?» на тему «Посуда».

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На столе выставляются картинки с изображением посуды. Взрослый задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

И т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где (на чём) жарится рыба?

- Рыба жарится на сковороде.

И т.д.

8. Игра «Выдели маленькое слово В».                                                                                         

Цель: учить  отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Взрослый просит ребенка отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».

- Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб?

- Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.)

- Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье, бане...).

9.Игра «Котёнок Тишка».                                                                                              

Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Взрослые рассказывают малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит «нажимать» на «маленькое слово ПОД». Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:

- а если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)

-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо. ) и т. п.

После того как малыш правильно составит 10-12 предложений и в каждом из них выделит голосом «маленькое слово ПОД», можно повторить и заучить правило: Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет находится внизу.

10. Игра «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций.

Взрослый предлагает ребенку изображение новогодней ёлки  и просит ответить на вопрос: «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?». Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)

- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)

11. Игра «Помоги Незнайке».                                                                                                      

Цель: учить  вставлять в предложение пропущенный предлог.

Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Пчела села … цветок.

Папа лежит …диване.

…грядке поспели помидоры.

Мама убирает комнату.

…подоконнике стоят красивые цветы.

Дети играли… поляне.

…окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо…крышей.

Мама хранила стиральный порошок… мойкой.

Пластмассовый таз стоял…ванной.

Алеша увидел …креслом большого паука.

Катя держит букет. и т.п.

Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.

12. Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Предлагаются вопросы «у кого? У чего?».

Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

Язычок - у человека, у ботинка;

Ножка - у стула, у ребенка, у гриба.

13. Игра «Отгадай загадки».

Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У).

Ребенку необходимо ответить на вопросы взрослого полным предложением. Например:

- У кого рога?

- У кого мягкие лапки?

- У кого вымя?

- У чего ножки?

- У чего колёса?

И т.д.

14.Игра «Кто у кого?»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Взрослый предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос «кто у кого?»

15.Игра «Составь предложение».                                                                                  

 Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.

Составить предложение из заданных слов.

Например:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

И т.д.

16. Игра «Приглашение к чаю».

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С

Взрослый говорит: - Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Ребенок отвечает:

- Мишка любит чай с мёдом.

- Винни-Пух - с вареньем.

- Зайчик - с булочкой.

- Лисичка - с печеньем.

И т.д.

Затем Взрослый спрашивает: «А с чем вы любите пить чай?».

17. Игра «Найди такое дерево».

Цель: учить  пользоваться в речи предлогами С, У.

1 вариант: Взрослый показывает ребёнку листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребенок говорит: «С березы», «с клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево по картинке.

18. « Игра в неделю».

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

Взрослый задает, например такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.

19. Игра «Какое это блюдо?»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ, закрепление образования относительных прилагательных).

Ребенок отвечает на вопросы  взрослого полным предложением, выделяя голосом предлог ИЗ.

- Какая каша из... (манки, пшена...)? - Из манки каша манная.

- Какой суп из...(фасоли, гороха, свеклы, грибов, овощей)? - Из фасоли суп фасолевый.

- Какое варенье из...(малины, вишни, яблок...)

- Какой сок из...(моркови, груши, апельсина)?

И т.д.

Возможен и такой вариант вопросов: «Из чего делают...(напр., апельсиновый сок)?

20. Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ.

На столе картинки с изображением предметов, которые надо починить. Взрослый задает вопрос: «Что без чего?»

- Стул без ножки.

- Стул без спинки.

- Кастрюля без ручки.

- Платье без рукава.

- Кофта без пуговиц.

- Ботинки без шнурков.

- Машина без колеса.

- Шуба без воротника.

- Чайник без носика.

- Расческа без зубчиков.

- Грузовик без фары.

И т.д.

Ребенок отвечает на вопрос взрослого выделяя голосом предлог БЕЗ.

21. Игра «Сделай, не ошибись».

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Взрослый предлагает ребенку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?

- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?

- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?

- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?

22. Игра с мячом «Добавь слова».

Цель: закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Взрослый начинает предложение и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

- Стол стоит....

- Полочка с цветами висит....

- Мишка сидит....

- Кукла лежит....

- Дверь находится....

23. Игра «Расположи красиво мебель в нашей комнате» на тему «Мебель».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

1 вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Взрослый задает вопросы о расположении в ней различных предметов (мебели) и просит ребенка в ответах использовать слова СПРАВА, СЛЕВА, СПЕРЕДИ, ПОЗАДИ, НА, ОКОЛО и др. Затем Ребенок расставляет игрушечную мебель также, как на картинке. При этом он комментирует свои действия: «Поставим стул слева от стола « и т.д.

2 вариант. Ребенок самостоятельно располагает игрушечную мебель в комнате. При этом Взрослый задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к столу?», «Где расположена кровать по отношению к шкафу?» и т.д.

24. Игра «Солнечный зайчик».

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Оборудование: зеркальце.

Взрослый показывает Ребенку солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Взрослый говорит Ребенку: «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

25. Игра «Села птичка на окошко».

Цель: учить ребёнка пользоваться предлогами.

Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит вырезанную из картона птичку у окна и произносит четверостишье:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко

Посиди, не улетай,

Улетела птичка...Ай!

Ребенок внимательно следит за птицей. Взрослый спрашивает: «Где птичка?». Ребенок отвечает полным предложением: «Птичка летает под потолком. Птичка села на полку. И т. д.

26. Игра «Скажи, куда мы положили?»

Цель: закрепление употребления в речи предлогов.

Ребенок выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушки (мелкие предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где тот находился. Играющие договариваются, что будут в начале подсказывать, куда положили предмет, например: «мяч под...,мяч за...» и т. д.

27.Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: учить ребёнка  пользоваться в речи предлогами.

Взрослый говорит Ребенку, что он должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы он предварительно внимательно посмотрел, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь - под столом ; домик стоял посреди стола, а теперь - под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить. Можно играть без предметов. Ребенок будет менять свои места в комнате.

28. Упражнение в падежном и предложном согласовании.

Изменить заданное слово в контексте предложения.

Например: В доме большое окно.

Я подошел к чему?... (к большому окну).

Я мечтаю о чем?... (о большом окне).

У меня растут цветы под чем?... (под большим окном).

И т.д.

29. Игра «Исправь ошибки».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Взрослый говорит:

- «Жил человек «рассеянный на улице Бассейной...». Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помоги ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:

- Дед в печи, дрова на печи. Исправьте его.

- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?

- Овечки в речке, караси у речки. А как правильно?

- Под столом портрет, над столом табурет.

И т.д.