Понедельник, 06.05.2024, 03:47
Приветствую Вас, Гость

 Школа мам

Уважаемые родители!

    Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно пере­оценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю ос­тавшуюся жизнь 30%-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому очень большую роль в развитии ребенка могут играть близкие ему люди, которые помогут ребенку гармонично развиваться, создадут психологический и физичес­кий комфорт для его успешного роста

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ СИСТЕМЫ

   Слух состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.

а)    Слуховое восприятие

    Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые события, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

   Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание; моргание, плач, реже — замирание.

   Постепенно развиваются внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6-ти месяцам слуховая чувствительность дос­тигает уровня взрослых.

    Однако, в отличие от чувствительности, у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к звукам, что успешно развивается к 3-м годам жизни.

    Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприяти­ем звуков, — речевое общение. Как правило, к трём годам дети уже вос­принимают все звуки родного языка.

   Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух — вос­приятие соотношения звуков по высоте. Для того, чтобы развить эту спо­собность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребёнка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребёнку предметами. Так, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать сравнительно небольшое различие звуков по высоте, если более высокий из них звучит, как «голос» маленького игру­шечного животного, а более низкий — как «голос» большого.

   Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия «слуховая па­мять» и «восприятие», так как сложно развести в исследовании, воспри­нял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

   Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот «язык» легко ста­новится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

    К году малыш уже владеет большим набором неречевых и рече­вых «маяков», облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18-ти месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах меж­дометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает нескольких сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К трем годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.

В целом возрастные критерии слуховой памяти приведены в таблице.

Реакции                           Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)

Начинает двигаться при звуках музыки.                        8-14

Смотрит на знакомые предметы, членов

семьи, части тела, которые называют.                9-14

Пытается воспроизводить серии речевых

звуков с определенной интонацией и

ритмом, что напоминает речь взрослых                        12-14

Выполняет знакомое действие с предме-­
том по просьбе (катает машинку,
«причесывает», «качает» или «кормит»
куклу и т.д.). Просьба должна быть
выражена только словами, без подсказки
жестами или взглядом, без демонстрации
того, что просят сделать.                                               12-16

Повторяет короткие слова, услышанные

в разговоре взрослых (или воспроизводит

их через несколько часов).                                            14-16

Из 2-3-х знакомых предметов смотрит

на тот, который назвали.                                           14-16

Из 2-3-х знакомых картинок смотрит

на ту, которую назвали.                                             14-16

Знает несколько коротких стихотворений,

вставляет в них отдельные слова.                                 14-18

Понимает 20-50 слов (имена близких,

названия частей тела, предметов

и некоторых действий).                                             15-18

Любит играть со взрослым в «голоса

животных» (например: «Как коровка

мычит?» — «Му-у-у»)  .                                            15-18

Называет объекты, находящиеся вне

поля зрения, когда слышит звуки,

исходящие от них.                                                    20-24

Понимает 100 слов и более.                                      20-26

Повторяет за взрослым предложение

         из 2-3-х слов.                                               24-28

Пытается петь.                                                      20-30

Повторяет за взрослым двустишья или

четверостишья (воспроизводит их спустя

несколько часов).                                                 30-36

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ СИСТЕМЫ

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

Цель:  развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.).

Ход   игры

    Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

    Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бу­магу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.

   За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словес­ную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произно­сят.

Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход   игры

    Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игруш­ки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе зада­ния, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слыш­но. Будь внимательней!» Затем продолжает:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нуж­но давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

БЕГИ НА НОСОЧКАХ

Цель:   развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.

Материал: бубен (тамбурин).

Ход  занятия

    Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на но­сочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель:  развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.

Материал: звоночек.

Ход  занятия

    Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он ука­зывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

    Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слы­шен звук. Звонить надо не очень громко.

ИГРА В ЛОШАДКИ

Цель:   обучение ребенка подражанию движениям лошадей и звукам, ко­торые они издают; воспитание чуткого отношения к животным.

Ход  игры

   Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лоша­док», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и зап­летают гриву».

   Все стоят в «конюшне» — в отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«ворота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота — выезжаем со дво­ра. Но, но, поехали!»

   «Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: «И-го-го!». «Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у!»

Гоп, лошадка, не лениться, Выше ножки поднимай!

В гости надо торопиться, Поскорее ты шагай!

Но-о-о, поехали быстрее, Быстро-быстро побежим!

Ну, скорее же, скорее,

Мы теперь с тобой спешим! Ну, шагай опять, лошадка,

Мы теперь домой идем. Причешу тебя я гладко,

Мы с тобою отдохнем!

Можно спеть и другую песенку:

Мы лошадок покормили,

Их почистили, помыли.

Эй, лошадка, ты постой, Напою тебя водой!

Взяли вожжи с бубенцами, Запрягли лошадок сами.

Динь-дон, бубенцы!

Едут-едут молодцы!

Можно использовать и другие стихотворения и песенки про лошадей:

МОЯ ЛОШАДКА

Я свою лошадку

Больно не хлещу,

Я свою лошадку

Славно угощу!

Ест моя лошадка

Манго и маис,

Белый сахар сладкий

И вареный рис.

Поскачем по долинам,

По кручам и лесам...

Я ее из глины

Сегодня сделал сам!

ЛОШАДКА ПОНИ (Шотландская песенка)

Мою лошадку пони

Зовут Малютка Грей. Соседка наша в город Поехала на ней.

Она ее хлестала

И палкой, и кнутом.

И под гору, и в гору

Гнала ее бегом.

 

Не дам ей больше пони,

Ни нынче, ни потом.

Пускай хоть все соседи Придут просить о том!

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку! Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

ПАЛКА-СКАКАЛКА

В пыли валялась палка,

Ее мне стало жалко.

Взял я палку, и она Превратилась в скакуна!

В. Ланцетти

КОНЬ

(Немецкая песенка)

Гоп — гоп — гоп,

Конь пошел в галоп!

Напою коня лихого,

Сам прибью коню подкову.

Гоп — гоп — гоп,

Конь пошел в галоп!

ТИХО МЫ В ЛАДОШКИ УДАРИМ

Цель:   развитие у ребенка умения соотносить свои движения со словами текста, выполнять их громко и тихо.

Ход  игры

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Взрослый садится ли­цом к детям и поет (на мотив «Во поле березонька стояла...»), сопровож­дая пение движениями, описанными в словах песни. Дети подражают дви­жениям взрослого.

Тихо мы в ладошки ударим, (2 раза) (Тихие хлопки в ладошки.)

Люли-люли, ударим, (2 раза),

Громко мы в ладошки ударим, (2 раза) (Громкие хлопки в ладошки.)

Люли-люли, ударим. (2 раза)

Ручки мы вверх поднимаем,       (Поднимают руки вверх.)

Ручки на коленки опускаем,        (Опускают их на колени.)

Люли-люли, опускаем. (2 раза)

Ручки за спину мы спрячем,       (Ручки прячут за спину, затем протягивают их вперёд).

Ручки мы тете покажем,

Люли-люли, покажем (2 раза).

Ножки мы тете покажем,    (Вытягивают вперед ноги, притопывают ногами, сидя на месте).

Ножки наши весело плясали,              

Люли-люли, плясали. (2 раза)

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель: развитие звукопроизношения; закрепление правильного произно­шения звука К, звука Т(Ть). Развитие голосового аппарата, выра­ботка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Материал: большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).

Ход   игры

    Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это — часы. Когда они идут, то тикают: «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов; если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

    Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «тик-так» громко), а маленькие часики — тихо (произносит «тик-так» тихо). Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

    Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе с ним воспроизвести медленное тиканье больших часов.

   «Теперь послушай, как тикают маленькие часики», — говорит взрослый и произносит «тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает вос­произвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти зву­коподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков К и Т(Ть).

Учитель – логопед: Качалова А. Г.

Использованы материалы из книги

А. С. Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет»