Дорогие родители!
Пройдёт немного времени, и Ваш ребёнок станет школьником. Как помочь ему подготовиться к этому новому этапу в жизни? Как предупредить возможные трудности?
Сложным для ребёнка может оказаться процесс обучения чтению и письму. Лучшее, что Вы можете сделать для своего ребёнка в период подготовки к школе – научить его элементарному звуковому анализу:
. определять на слух границы предложений в небольшом рассказе;
. различать в предложении отдельные слова;
. различать в словах отдельные звуки;
. разделять звуки на гласные и согласные, а среди согласных – мягкие и твёрдые, глухие и звонкие.
Как можно самим научить ребёнка звуковому анализу? Совсем несложно…
1. Начните с небольших предложений (например: «Кошка спит. Дети играют. Мама готовит ужин» и пр.). Посчитайте вместе, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, последнее, какие слова можно добавить. Сочиняйте предложения по картинкам и тоже считайте слова. Называя количество слов, сделайте «ошибку». Когда ребёнок докажет, что Вы неправы, скажите, что были невнимательны и ошиблись. Похвалите за то, что он оказался более внимательным. Используйте сначала предложения без предлогов.
2. Далее расскажите, что слова состоят из звуков. Со звуками речи можно играть. Например: - называть слова, начинающиеся на один и тот же звук;
- называть первый и последний звук в словах;
- назвать слово по звукам (м, у, х, а – муха; с, о, н – сон и т.д.);
- превращать одно слово в другое (например, в слове НОС поменять местами первый и последний звуки, в слове муха заменить третий звук на звук ки т.д.);
- выложить слово фишками (количество фишек равно количеству звуков).
!!! Главное, надо помнить, что называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.
3. Следующий вид деятельности – собирание слов из звуков. Вы называете ребёнку слова по звукам, а он Вам – всё слово целиком: «м, а, к», «н, о, с» и т.п. Слова для такой игры должны быть короткими, не включающими букв Е,Ё, Ю, Я («ёлка, заяц, юла» и т.п.). Не делайте ошибок – называйте ЗВУКИ, а не буквы: «к, о, нь» - конь, «ль, э, с» - лес, «ль, э, ф» - лев, «а, н, а» - она. Проще всего на первых порах использовать слова, в которых написание и произношение расходятся минимально.
Если спросить родителей школьников, что было самым сложным в 1 классе, то абсолютное большинство скажут, что это обучение письму. Поэтому очень важным является подготовка кисти руки к разнообразным движениям, т. е. развитие тонкой моторики.
I При выполнении любых графических упражнений (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки или карандаша, тетради, позой ребенка. Рука не должна быть сильно напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены. При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения даже самых простых заданий. Продолжительность работы 3 – 5 минут. Затем отдых, переключение, если не устали, еще 3 – 5 минут работы. Не переходите к следующим упражнениям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). 6-летнему ребенку намного легче провести длинную линию, чем короткую, а тем более начать и закончить ее в определенной точке. Поэтому особое внимание обращайте на точку начала движения («начинаем отсюда») и направление движения – («ведем руку сюда, вправо»). Прошли путь от точки до точки – рука и пальцы расслабляются, отдыхают; потом пишется следующий элемент. Продолжительность любого занятия не должна превышать 10 – 15 минут.
Упражнения для подготовки руки к письму.
1. Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот.
2. Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки.
3. Повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой.
4. Руки полусогнуты, опора на локти; встряхивание поочередно кистями рук.
5. Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу).
6. Зафиксировать левой рукой правое запястье, а ладонью правой руки постучать по столу, погладить стол.
7. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик”).
8. Соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести ("корзиночка”).
9. Сжать пальцы правой руки в кулак - выпрямить.
10. Согнуть пальцы одновременно и поочередно.
11. Противопоставить первому пальцу все остальные поочередно.
12. Постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, 1-2-3 ”.
13. Отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием.
14. Многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных.
15. Расстановка на листе бумаги точек на различном расстоянии.
16. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
17. Рисование геометрических фигур: овалы, круги, полукруги.
18. Рисование "улитки”: начать с объемного витка максимального размера; далее, не отрывая карандаша, уменьшать размеры витков и закончить точкой; раскрутить "улитку”: начать с точки и постепенно увеличить витки до максимального размаха.
19. Рисование разноцветных квадратов (разноцветных кругов) один в другом от большого до точки; цветков с лепестками флажков, домов, столов, стульев. Рисунки должны быть небольшими, чтобы их выполнение требовало движений пальцев.
20. Выполнение штриховки и т.п.
Некоторые упражнения для подготовки руки к письму.
21. Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот.
22. Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки.
23. Постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, 1-2-3 ”.
24. Расстановка на листе бумаги точек на различном расстоянии.
25. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
26. Рисование геометрических фигур: овалы, круги, полукруги.
27. Рисование разноцветных квадратов (разноцветных кругов) один в другом от большого до точки; цветков с лепестками флажков, домов, столов, стульев. Рисунки должны быть небольшими, чтобы их выполнение требовало движений пальцев.
28. Выполнение штриховки и т.п.