Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики).
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.
Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Практика доказывает, что сочинение синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА
* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для взрослого, так и для ребенка. Созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога (родителя) тщательно продуманной, планомерной работы.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны,
Давайте попробуем составить синквейн «Семья»
1.первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Семья
2.вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3.третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
5. пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Обучение детей составлению синквейнов (приёмы).
1.Использование алгоритма, по которому дети создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем, родителями (графическое изображение).
Алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
1.Можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
2. нарисовать предмет и составить синквейн.
Снегирь.
Красногрудый, черноголовый.
Сидит, клюёт, пугается.
Снегирь - символ холодной зимы.
Зима, холод.
Домик.
Маленький, уютный.
Стоит, светится, снегом покрывается.
Мне в домике хорошо.
Зима, холодно.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.
Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Практика доказывает, что сочинение синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА
* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для взрослого, так и для ребенка. Созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога (родителя) тщательно продуманной, планомерной работы.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны,
Давайте попробуем составить синквейн «Семья»
1.первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Семья
2.вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3.третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
5. пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Обучение детей составлению синквейнов (приёмы).
1.Использование алгоритма, по которому дети создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем, родителями (графическое изображение).
Алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
1.Можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
2. нарисовать предмет и составить синквейн.
Снегирь.
Красногрудый, черноголовый.
Сидит, клюёт, пугается.
Снегирь - символ холодной зимы.
Зима, холод.
Домик.
Маленький, уютный.
Стоит, светится, снегом покрывается.
Мне в домике хорошо.
Зима, холодно.
Приведём пример занятия с ребёнком по составлению синквейна.
Взрослый сообщает ребёнку, что сегодня они будут создавать синквейны – стихи, состоящие из пяти строк. Тема для написания такого стихотворения может быть любая, например…... (море).
Ребёнку дается лист бумаги А4 (внизу на листе в столбик написаны цифры 1-5)., предлагается начертить в центре листа цветным карандашом рамку и нарисовать в ней предмет по теме. Затем задаются вопросы, относящиеся к изображению, и записываются цветным карандашом справа от цифр ответы ребёнка.
- Назови рисунок.
- Море
- Море какое?
-……
- Что делает море?
-…..
- Что еще можно сказать о море?
-,,,,
- О чем ты думаешь, глядя на рисунок?
Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
Примеры синквейнов, которые сочиняли дети на логопедических занятиях в детском саду (подготовительная и старшая группы).
Осень
Солнечная, красивая.
Дарит, украшает, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
Кукла
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Заяц
Белый, пушистый.
Скачет, прячется, боится
Я жалею зайца.
Дикие животные.