Четверг, 21.11.2024, 10:09
Приветствую Вас, Гость
Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет  у таких детей наблюдается несформированность  всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики).

    Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.  Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать. 

      Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

    Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

     Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Практика доказывает, что сочинение синквейнов  - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!

    Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

ПРАВИЛА СИНКВЕЙНА

* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение  к теме;

* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для взрослого, так и для ребенка. Созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить  синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога (родителя) тщательно продуманной, планомерной работы.


Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

     При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

   Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые  синквейны,

Давайте попробуем  составить синквейн «Семья»

1.первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Семья

2.вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3.третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение  к теме.

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5. пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Обучение детей составлению синквейнов (приёмы).

1.Использование алгоритма, по которому дети создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с  воспитателем, родителями (графическое изображение).

Алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)

- слова-признаки (прилагательные)

- слова-действия (глаголы)

- слова-предметы (существительные)

1.Можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

2. нарисовать предмет и составить синквейн. 

Снегирь.

Красногрудый, черноголовый.

Сидит, клюёт, пугается.

Снегирь - символ холодной зимы.

Зима, холод.

Домик.

Маленький, уютный.

Стоит, светится, снегом покрывается.

Мне в домике хорошо.

Зима, холодно.

Приведём пример занятия с ребёнком по составлению синквейна.

Взрослый  сообщает ребёнку, что сегодня они будут создавать синквейны – стихи, состоящие из пяти строк. Тема для написания такого стихотворения может быть любая, например…... (море).

     Ребёнку  дается лист бумаги А4 (внизу на листе в столбик написаны цифры 1-5)., предлагается начертить в центре листа цветным карандашом рамку и нарисовать в ней предмет по теме. Затем задаются вопросы, относящиеся к изображению, и записываются цветным карандашом справа от цифр ответы ребёнка.

- Назови рисунок.

- Море

- Море какое?

-……

- Что делает море?

-…..

- Что еще можно сказать о море?

-,,,,

- О чем ты думаешь, глядя на рисунок?


   Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

     Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

   Примеры синквейнов, которые сочиняли дети на логопедических занятиях в детском саду (подготовительная и старшая группы).

Осень

Солнечная, красивая.

Дарит, украшает, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Кукла

Красивая, любимая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

Заяц

Белый, пушистый.

Скачет, прячется, боится

Я жалею зайца.

Дикие животные.